Нужно ли заставлять детей учиться?
Все родители, чьи дети ходят в начальную школу, с сентября начинают одиннадцатилетний марафон. Для кого-то это забег по адаптации к первому классу, для кого-то-заплыв на школьную дистанцию, для кого-то – бесконечные домашние задания и фехтование с репетиторами, для кого-то – не жизнь, а результаты выпускных экзаменов. Для родителей таких учеников начальной школы мы составили пять советов, как сделать школьную жизнь проще и дружелюбнее.
Но в эпоху, когда Интернет широко распространен и каждый может мгновенно найти нужную информацию, можем ли мы сказать, что школа – единственный источник знаний? Являются ли сегодня учителя единственным и неповторимым источником знаний? На самом деле, дети ходят в школу не для того, чтобы получить знания, а для того, чтобы научиться взаимодействовать в рамках правил общества. Еще до поступления в первый класс дети уже знают, что быть лучшими по умолчанию свойственно их мамам и бабушкам, а их отцы более сдержанны, но все равно достойны похвалы. Но как быть за пределами семьи?
1. В возрасте 6-8 лет дети познают мир через игру. Когда они теряют интерес, игра прекращается. Однако, в отличие от игры, учеба в школе не может быть прекращена по желанию ребенка. Поэтому подсознание иногда ищет обходные пути - и ребенок, например, заболевает. Прислушайтесь к тому, что нужно вашему сыну или дочери. Если им трудно вставать по утрам, помогите им перестроить свой ритм жизни и ложиться спать раньше. Он не хочет завтра идти в школу. А вы всегда летите на работу. По сравнению с двумя неделями бронхита в качестве альтернативы, взять незапланированный выходной может быть не так уж плохо.
2. Большинство школ отказались от выставления оценок первоклассникам. Поощрительные наклейки и милые штампики поддерживают некоторые игровые принципы и не создают ощущения "я плохой, я провалился". И это то, что родители должны учитывать в будущем: в мире, где 12-15% существующих рабочих мест, по прогнозам, исчезнут в течение 10 лет, у нас нет выбора, кроме как сказать нашим детям, что мы беспокоимся о том, что если они не будут усердно работать, то станут чистюлями. Из-за такого быстрого темпа изменений никто точно не знает, что произойдет и какие навыки потребуются, когда ребенок будет выбирать профессию.
3. Важно поддержать использование времени на первом уроке. Если трудно долго концентрироваться, попробуйте сменить игры и занятия. Некоторые дети хотят, чтобы вы сидели с ними, пока они делают домашнее задание. Это может расстроить мам, у которых есть дела по дому или другая работа, или у которых помимо первоклассника есть еще младший ребенок. Но постарайтесь найти время для более мягких корректировок в первые несколько дней и недель. Поверьте, так будет не всегда. Я еще не видела 11-классника, который хотел бы, чтобы мама была рядом с ним, пока он делает домашнее задание. Им просто нужно чувствовать, что вы находитесь в одном пространстве с ними, но при этом заниматься своими делами и принимать участие, когда возникают вопросы. Вы должны быть рядом, когда они устают и хотят внимания и поддержки. Некоторые хотят с первого дня заниматься самостоятельно, а некоторые – приносить с собой готовые черновики и заметки для проверки. Играйте вместе. Вы лучше всех знаете своего ребенка. В это время года вам нужно то, что подходит именно для вашей ситуации.
4. С первого дня не говорите им, что они теперь в начальной школе, что они должны делать это самостоятельно, что это важно. Спрашивайте их, понимают ли они задание и нужна ли им помощь, но не слишком опекайте их. Если ваш ребенок может сделать что-то хорошо без вас, оставьте все как есть. Это поможет вашему ребенку постепенно развить чувство ответственности. Когда показывают оценки, не концентрируйте внимание ребенка только на них.
5. Первое, что нужно спросить, когда он приходит домой из школы, это: "Что тебе сегодня понравилось? Что интересного ты узнал? Что тебя больше всего удивило? Что тебе не понравилось?". Если ваш ребенок не чувствует, что вы интересуетесь тем, что он делает в школе, возрастает риск того, что он потеряет интерес к учебе и потеряет интерес к себе. Задавая простые вопросы, подобные этим, вы сможете заметить небольшие ежедневные впечатления и помочь вашему растущему ребенку обратить внимание на то, что происходит с ним в данный момент.
Помните, что на шкале жизни (продолжительность жизни увеличивается, но все еще составляет около 70 лет) эти 9-11 лет – это доля жизни. Дайте ребенку возможность побыть ребенком вне школы, поиграть, погулять и пообщаться с друзьями. Это лучшие возможности для развития всех способностей вашего ребенка. А принуждение обычно убивает всякую мотивацию.