Зачем детям мегаполисов нужны зоопарки с сельхозживотными
Не буду рассуждать на тему "нужны ли зоопарки вообще", ибо зоопарк зоопарку рознь, да и тема эта очень спорная сама по себе. Есть тут аргументы и «за» и «против», но сейчас не об этом.
Хочу рассказать про зоопарк, который удивил меня сильнее всего, и запомнился мне на всю жизнь. Этот зоопарк находился и находится в Москве. Вернее, это особая часть Московского зоопарка, для детей. Впервые я побывала там, когда мне едва исполнилось 12 лет.
В Московский зоопарк я хотела ужасно, потому что там были звери, которых я видела лишь по телевизору. Увидеть их наяву – было моей мечтой. И вот она исполнилась. Мы с мамой ходили по зоопарку целый день, я подолгу стояла возле каждой клетки. Восторгу не было предела.
Мне стало смешно: зачем они здесь? Это же "обычные" животные.
Чуть поодаль стояла группа ребятишек, по виду – первоклашки. Женщина, то ли работник зоопарка, то ли учитель, спрашивала их, что такое творог, и из чего делают масло, которое мама кладет им в кашу утром.
Дети смущались, мало кто из них давал правильные ответы. Тогда меня это насмешило – ну как можно не знать таких элементарных вещей, думала я. Тратить время на осмотр этой части зоопарка я конечно же не стала (да чего я тут не видела!), а побежала к клеткам с дикими кошками.
Повзрослев, я часто вспоминала об этом. С 15 лет я перебралась жить в город, и увидела, как на самом деле далеки городские дети (да и взрослые) от сельского хозяйства. Если малышу не рассказывать что такое корова, он до школы будет думать, что молоко растет в пакетах, а скорлупа яиц – это такая специальная упаковка.
Кто-то скажет: ну и что? Но я считаю опасным и неправильным, что ребенок мегаполиса растет изолированным от той части жизни, где животные и люди находятся в тесном контакте. Он изолирован от природы, от земли, я бы даже сказала от источника жизни. Как ему любить и уважать то, о чем он не имеет представления?
Рассказы и телепередачи – это не то, тут нужен прямой контакт. Это примерно как объяснять что такое сладкий вкус человеку, который никогда не ел сладкого. На словах не получится, зато если просто дать ему съесть ложку сахара, объяснения будут не нужны.
Так и с животными.
Ребенок обучается через непосредственное восприятие: ему нужно видеть, трогать, чувствовать фактуру и запах объекта, чтобы составить о нем полную картину.
И вот ему дают потрогать корову – большую, живую, теплую.
Сколько эмоций, сколько новых открытий!
Если ребенок мегаполиса хоть раз погладит корову, он будет совсем по-другому воспринимать стакан утреннего молока. Это будет отправной точкой в понимании, что мы и животные – тесно связаны.