Где в России обычно встречаются плохие дороги
Скажем сразу, что Сибирь и далее не рассматриваем, ведь там дороги особенно плохие и такая тема для них просто ни о чем. Север Европейской части тоже лучше не трогать, там, к примеру, в республике Коми преобладают дороги из песка и грязи. Примерно то же в соседних Архангельской и Вологодской областях.
Будем говорить лишь о дорогах с асфальтовым и бетонным покрытием. Грунтовые и щебеночные, лесные трогать не будем.
Где лучше всего
Понятно, возле Москвы и Петербурга. Причем, Московская область практически обеспечена хорошими дорогами, может, и не самыми совершенными, но покрытие почти везде хорошее и регулярно ремонтируется.
Ленинградская область похуже, но дороги от Москвы до Петербурга, на Финляндию, Эстонию, Карелию, да и километров 50 от северной столицы практически идеальные, для России, конечно. Дальше можно встретить и похуже, то есть с ямами и прочими неприятностями, но все же довольно редко.
Где стандартная ситуация
Обычно в регионах ситуация примерно такая. Хорошие дороги: магистральные, то есть ведущие от столиц к важнейшим городам за пределами региона или в нем. Это обычно дороги с буквой «М» в обозначении, то есть федерального значения.
Обычно в хорошем состоянии покрытие дорог возле областных и краевых центров, столиц республик. Вряд ли удивительно. Но дальше начинается то, о чем обычно знают лишь местные водители.
Дороги до райцентров чаще в хорошем и удовлетворительном состоянии. Их ремонтируют и довольно регулярно. Дороги до небольших городов, деревень и поселков могут быть в хорошем и в удовлетворительном и в плохом состоянии. Дело в том, что денег на ремонт у района, региона, дорожного фонда, муниципалитетов обычно не так много, как результат, дороги могут не ремонтироваться не только годами, но десятки лет. Так, дорога до полузаброшенной деревни Костромской области может пройти через последний ремонт 20 лет назад. Жалобы есть. Но денег не хватает.
Играют роль значимость населенных пунктов, к примеру, это довольно известный городок, куда часто ездят журналисты из Москвы. Дорога ремонтируется ежегодно. Или там санаторий, дачи областных начальников, прочих видных людей региона. Дорога хорошая.
Не всем понятно, что такое плохая асфальтовая дорога. Это, где ямы и выбоины встречаются на каждых ста метрах, причем их количество может быть до 50 на этот участок. Некоторые дороги остаются такими десятки лет.
Интересно, что нередко и платные дороги все в заплатах, на их ремонт деньги выделяются, а сделать новое покрытие — средств не хватает. Все довольно просто.
В целом до половины дорог — по длине — с асфальтовым покрытием в России постоянно находятся в состоянии, которые нельзя назвать ни отличным, ни хорошим. И все это знают. Да и официальная статистика это вовсе не отрицает: показатель 47 процентов обозначает долю дорог, не отвечающим нормативным требованиям.
Вместе с тем, есть и рейтинги дорог по регионам, в соответствии с ними лучшие дороги, помимо столиц, в ХМАО, Краснодарском крае, ряде других регионов, к которым — что очень забавно — причислена Чукотка, где в общем асфальтовых дорог в сущности нет. В перечень регионов с худшими дорогами попали северные и почти все национальные.
Что можно сделать водителю и населению
Водители обычно просто смотрят социальные сети, где часто описывается состояние дорог, обмениваются информацией друг с другом, иногда даже сами смотрят покрытие отдельных дорог, отмечая, что ими лучше не пользоваться.
Но понятно, что можно и нужно жаловаться, даже одна жалоба, куда бы то ни было, а писать ее можно и в прокуратуру, и премьеру, и президенту, так вот любая жалоба должна быть рассмотрена и на нее обычно нужно ответить, то есть описать, что сделано.
Можно писать об этом в тех же социальных сетях, на форумах, писать и звонить в местные и федеральные СМИ, объясняя ситуацию. Тем не менее, бывают случаи, когда и это ничего не дает. Дорога десятки лет в плохом состоянии и ничего не меняется, а отговорка та же: нет денег.
Так же и населению, вариантов здесь нет. Можно даже записаться на прием к местному депутату или чиновнику высокого ранга. Это уже бывает крайне редко.
Но такого состояние дорог в России, причем где-то последние 60-70 лет, и изменить ситуацию радикально вряд ли удастся даже в ближайшие сто лет. Так что выбирайте лучшие дороги, а то поплатитесь затратами на новые запасные части.